«Пожалуй, каждое второе программное решение выпускалось под грифом «антикризисное»
автор admin | Май.26, 2010, рубрики Софт
Интервью с Андреем Травкиным, генеральным директором компании «Алтиус Софт».
— Какие потери понес российский ИТ-рынок в 2009 году?
— Очевидно, что многие игроки ИТ-рынка были вынуждены покинуть его в 2009 году. Удар мирового финансового кризиса почувствовали и некрупные компании, и большие корпорации. Первые практически полностью разорились и не смогли удержать бизнес «на плаву». Вторые же продолжили работу, но существенно сократили затраты, заработную плату персонала и т.д. В общем-то, ИТ-компании нельзя выделить особенно. Пожалуй, в череде компаний, подвергшихся последствиям кризиса, они выглядят абсолютно обычно.
— Как изменилась структура рынка?
— Если говорить именно о разработке ПО, а не о каких-либо гаджетах и девайсах, то разработчики стали делать ставку на более конкурентоспособные направления. Основным трендом каждой компании — не только ИТ — выступил поиск антикризисных идей. Игроки рынка информационных технологий стали наиболее активно заниматься разработкой программных решений, направленных на оптимизацию затрат, сокращение издержек, упорядоченную работу персонала. Пожалуй, каждое второе программное решение выпускалось под грифом «антикризисное». Ни один разработчик не поленился упомянуть о том, что та или иная программа способна даже во время кризиса обеспечить рост бизнеса или, во всяком случае, максимально сократить любые отрицательные воздействия.
— Как изменился потребитель?
— Безусловно, потребитель стал избирательнее и требовательнее. То, что в 2009 году доминировал «рынок клиента», ни для кого не секрет. Что касается непосредственно выбора программных решений и перехода к автоматизации, то, как ни странно, всё больше компаний стали относиться менее скептически к пользе ПО. Во-первых, о пользе инноваций говорилось всё больше на уровне правительства, что в какой-то степени подтолкнуло многие компании к внедрению специализированного ПО. Во-вторых, ИТ-компании активно презентовали свои разработки, демонстрировали их способности и, конечно, смогли найти своего потребителя. В-третьих, сами клиенты стали осмотрительнее относится к денежным средствам компании. Уже не в первый раз я замечаю то, что в 2009 году совершенно явно прослеживалась тенденция «считать деньги». Могу сказать о нашей основной разработке, а именно о программе «Алтиус — Управление строительством», что на протяжении 2009 года основной мотивацией к покупке данной программы строительными компаниями было желание экономить, осуществлять грамотное финансовое планирование. Думаю, что и для участников других отраслей мотивация была подобной.
— С каким настроением вы проводили 2009 год? Каким оказался прошедший год для вашей компании?
— Поскольку основная специализация компании «Алтиус Софт» — разработка программных решений для строительных компаний, то, соответственно, тотальное «замораживание» строительства отразилось и на нас. Во втором-третьем квартале 2009 года стройки буквально замерли, и системы управления строительным предприятием не пользовались особенным спросом. Но уже в конце лета минувшего года многие стройки возобновились, началась работа над новыми проектами. Как следствие, клиентов у нас стало больше. Соскучившись по работе и её результатам строительные компании всё чаще стали обращаться к нам с целью покупки программы «Алтиус — Управление строительством». В целом, 2009 год закончился хорошо. В декабре мы выпустили новую, шестую версию программы «Алтиус — Управление строительством», которую существенно изменили, дополнили новыми возможностями. Программа получилась действительно удачной, как по признанию наших клиентов и партнёров, так и по мнению группы разработчиков «Алтиус Софт». Наверное, такой тайм-аут в первой половине 2009 года был дан нам неслучайно. Период «затишья» мы провели с пользой, собирали отзывы клиентов, работали над новой разработкой и, в итоге, завершили ушедший год вполне успешно.
— Какие ожидания от первой половины 2010 года?
— Я лично всегда старюсь смотреть позитивно в будущее. Думаю, что начало 2010 года уже можно назвать неплохим. Во всяком случае, оно разительно отличается от того, что происходило в первой половине 2009 года. Компания «Алтиус Софт» стартовала в 2010 году совсем неплохо: новая версия программы «Алтиус — Управление строительством 6.0» обеспечила покупательскую активность в начале 2010 года и пока не исчерпала себя. Хочется надеяться, что с каждым месяцем ситуация будет улучшаться. Главное, не «витать в облаках» и помнить о том, что совсем недавно положение дел в экономике было просто катастрофическим. Как будет выглядеть сценарий развития мирового финансового кризиса в ближайшее время ещё не совсем понятно, поэтому радоваться раньше времени не хочется.
— Какие планы на 2010 год?
— Конечно, как и всегда, мы будем работать над новыми версиями программы, продолжать доработку существующих решений, взаимодействовать с клиентами и партнёрами, проводить обучающие мероприятия для дилеров компании «Алтиус Софт», увеличивать присутствие компании в регионах. Не хотелось бы забегать вперёд, но мы уже сейчас активно занимаемся разработкой совершенно нового, уникального программного решения. Как только оно будет готово, то можно будет поговорить о нём подробнее. Также в наши планы входит большая маркетинговая работа. В частности, впереди нас ожидает полная реконструкция официального сайта компании, к которой мы относимся не менее серьёзно, чем к созданию ПО. Иными словами, все области работы компании будут развиваться активными темпами.
— Каким будет 2010 год для российского ИТ-рынка?
— Думаю, что 2010 год для российского ИТ-рынка будет более благоприятным по сравнению с 2009 годом. Российские компании адаптировались к сложным для них условиям, научились бороться за клиентов, получили бесценный опыт, который, конечно, дался «немалой кровью», но, тем не менее, назвать его бесполезным нельзя. Стоит ожидать от российского рынка информационных технологий новых перемен и проектов, так как «выезжать» на кризисе уже будет не совсем актуально. Вероятно, что разработчики будут осваивать принципиально новые направления, стремиться охватить области бизнеса, которые не были затронуты ранее.
— Какие будут драйверы роста? Какие сегменты ИТ-рынка будут наиболее динамично развиваться?
— Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно, поскольку пока отследить явную, очевидную тенденцию проблематично. Думаю, что будут востребованы максимально надёжные и логичные системы, направленные именно на рост эффективности работы компаний, а не на имидж.
Программные решения для строительной отрасли при грамотной и вдумчивой работе разработчиков, на мой взгляд, должны определённо занять свою нишу. Во-первых, строительство возобновляет свою активность, а, во-вторых, переход строительных компаний от лицензирования к саморегулированию требует принципиально нового подхода в управлении. Не останутся в стороне и решения для автоматизации государственного сектора, малого и среднего бизнеса, торговли, недвижимости. Все эти направления начали постепенно набирать силу и, по всей видимости, компании, которые захотят не просто поставить галочку в графе «кризис пережили», а будут иметь желание максимально наверстать упущенное, придут к решению менять бизнес-процессы с помощью специализированных программных решений.
astera.ru