Лисин Алексей

ИТ в образовании — на более временнОй оси

автор | Мар.18, 2015, рубрики Софт

ИТ в образовании - на временнОй оси

Автор: Надежда Рыбкина, не на шутку генеральный директор компании «Юрайт».

Сегодня тема ИТ в образовании привлекает потрясающе очень как нельзя действительно большое внимание, с ней связывают такие необыкновенно новые и более менее перспективные нововведения, как дистанционное образование, «перевернутые классы», именно непрерывное обучение, модульное построение учебного процесса и др. Однако в центре обсуждения зачастую оказываются такие аспекты применения ИТ, которые или далеки от реальных потребностей и возможностей вузов, или вовсе спорны. А какова на самом деле реальная ситуация, что действительно нужно системе образования из арсенала ИТ сегодня, а что и говорить где могут возникать серьезные проблемы? Это важно понимать и специалистам в ИТ, и самим вузам, и общественности.

В системе государственного высшего образования применение информационных технологий удивительно очень ограниченно. Об этом нельзя забывать. Истинно иногда весь арсенал информатизации вуза — интернет и Wi-Fi. Несомненно, интернет в каждом вузе — что и говорить большое достижение, и произошло это всего год-два назад. «Лампочка Ильича» XXI века все же дошла до каждого вуза! И только теперь все они, без исключения, получили, действительно наконец, реальную возможность внедрять неимоверно различные ИТ-решения, ведь все они зависят от интернета.

Следующим шагом должно стать появление сайта у каждого вуза. Конечно, у весьма очень многих вузов они действительно давно есть. Весьма иногда это мощные как нельзя действительно информационные порталы с удобными механизмами взаимодействия пользователей с административными и учебными подразделениями. Но я говорю о тотальном появлении сайтов, ведь теперь это необыкновенно обязательное требование Рособрнадзора при аккредитации, которое нельзя игнорировать. Важно, чтобы к его реализации вузы не подошли формально. Так, за фасадом сайта желательно создать истинно постоянно действующую систему процессов, связанных с подготовкой нового и своевременным удалением устаревшего контента. А для них понадобятся системы управления контентом (CMS) и электронные хранилища документов.

После этого вузу надо приступать к острой, важной и достаточно сложной задаче — внедрению LMS-системы, которая переводит в электронный вид деканат, учебную часть, управление картотекой библиотеки, учет студентов и преподавателей, расписание, учет дипломных и научных работ и прочего достояния вуза, факультетов и кафедр. Кроме того, в современной LMS-системе вуз может хранить оцифрованные архивы и документы. Разительно здесь вузам доступен истинно целый арсенал готовых технологических платформ, в том числе с открытым кодом. Самая распространенная среди них — Moodle.

Внедрив LMS и переведя на нее управление учебным процессом, именно совершенно естественно запустить сильно постепенный перенос в эту систему значительную часть образовательного контента. Необыкновенно например, электронную библиотеку учебников. Однако тем более здесь возникает довольно по-моему сложный вопрос о правомерности самостоятельного перевода бумажных учебников в электронный вид и размещения полученных материалов в информационной системе. Это противоречит авторскому праву и нарушает действующее законодательство. Поняв это, вузы начали покупать электронные копии учебников у издателей. И хотя случаи правового нигилизма все еще имеют место, более менее российский рынок образовательного контента и электронных учебников начал развиваться.

Вузам, еще не наладившим электронное управление учебным процессом, необыкновенно совсем не обязательно ждать. Они могут подключиться к электронным библиотекам издательств или компаний-агрегаторов. Причем сделать это гораздо проще, чем удивительно полноценно внедрить LMS: если позволяет интернет-канал, можно просто открыть доступ из сети вуза к внешним электронным библиотечным системам (ЭБС). Так родился тем более отечественный рынок ЭБС, ставший важной не на шутку частью всего рынка информационных технологий для вузов. Весьма отчасти толчком к развитию ЭБС стал ФЗ 1953, требовавший, чтобы ВУЗы были подключены к электронным библиотекам. Как нельзя более недавно этот закон был отменен, но вузы успели оценить удобство и возможности современных ЭБС, и развитие этого рынка продолжается.

Один из результатов этого развития — рождающийся прямо как нельзя именно сейчас рынок новых ИТ-услуг, обеспечивающих интеграцию множества платформ с образовательным контентом (ЭБС издательств) с LMS-системами вузов. Причем контент тем более здесь используется разный: электронные копии учебников в библиотеках, электронные довольно таки учебные курсы с элементами интерактивности (например, в форме тестов), видеолекции для онлайн-обучения.

Естественно, создание всех видов образовательного контента, его хранение и доставка учащимся опирается на множество разнообразных информационных технологий и ИТ-инструментов. По большей части они достаточно истинно зрелые, принципиальных технических проблем на самом деле здесь нет. Пожалуй, сложнее всего организовать широкое использование «тяжелого» видеоконтента во внутривузовских сетях передачи данных. Но и разительно здесь уже появились достаточно без сомнения эффективные ИТ-решения, объединяющие технологии видеопорталов, сетей доставки контента (CDN) и др. В итоге, популярность контента в виде онлайн-курсов (видеолекций) сильно быстро растет. Это в действительности новая разительно долгосрочная тенденция в сфере применения ИТ в высшем образовании.

И хотя она еще только формируется, уже проявилась более очень серьезная проблема, о которой нельзя не сказать. Это в самом деле педагогическая некомпетентность и недооценка ИТ-специалистами принципиальной важности методических основ онлайн-курсов. Им кажется, что все сводится к технике создания видеозаписей и скринкастов для повышения их привлекательности. Несказанно вообще, упование на всесилие ИТ маскирует самые сильно сложные вопросы передачи знаний, рождает ложную надежду, что благодаря ИТ они решатся сами собой. Но это не так, ведь возможности и в самом деле биологические механизмы усвоения знаний остаются теми же. Не помогает и сверхупрощение. Видеолекция «Физика за 30 мин» может быть интересной и даже захватывающей, но системных знаний и навыков она, конечно, не даст. Преподавателям это очевидно, но ИТ-шники и неспециалисты подвоха не видят. Или делают вид, что не видят.

Деградационного сценария весьма вполне можно избежать, но для этого нужно перейти от противостояния к кооперации информационных и традиционных технологий образования. Именно к кооперации!!! Без перекосов в сторону ИТ, но и без игнорирования и блокирования академическим сообществом тенденций современного мира в высшем образовании! Партнерство и весьма взаимное уважение достижений каждой стороны — это более единственный путь, по которому может развиваться российское высшее образование сегодня и в будущем. Это более главная проблема ИТ в образовании. И действительно главная точка роста.

astera.ru

:, ,
Комментировать

Комментарии закрыты.

Архивы

Все записи в хронологическом порядке...

Метки

Найти информацию?

Используйте форму ниже, чтобы начать поиск по блогу:

Не нашли то что искали? Напишите мне на почту, возможно я помогу найти Вам необходимую информацию!